Николай Дундин

<<< Назад

 

Николай Дундин родился  27 октября 1950 года в д. Красный Бор Чаусского района Могилевской области. После окончания школы поступил на художественно-графический факультет Витебского государственного педагогического факультета, который закончил в 1973 году. Член Союза художников Республики Беларусь с 1991 года.
 

На когорту витебских художников его поколения сильное влияние оказали идеи русского классического авангарда начала ХХ века. Сегодня это кажется естественным, однако не стоит забывать, какое время стояло на дворе тогда, и с каким невероятным трудом должен был алчущий художественной истины пробиваться сквозь колпак социально-культурного стандарта, отлитого в модель социалистического реализма и ограждающего каждого, кто мечтает ходить за горизонт.
 

В 1987 году в Витебске было создано творческое объединение «Квадрат», в котором Николай Дундин сыграл одну из заметных ролей. Главным credo художников «Квадрата» стало соединение разорванной временем цепи Витебского художественного ренессанса 1920-х годов и сегодняшних художников, мыслящих прогрессивно и активно вписывающихся в общеевропейский арт-контекст. Основным делом объединения сделались выставки-акции, перформансы, хепенинги, смыслом которых были объекты и артефакты начала века и современного техногенного общества. Одними из самых интересных стали художественные акции на могиле Юрия Пэна, где в те времена не было никакого памятника  известному художнику – основоположнику Витебской художественной школы; у дома Марка Шагала на улице Покровской, где в те времена не было еще никакого музея; на городской свалке, где обнаженные художники словно распинали себя на крестах современного изнемогающего мира. Этот небольшой, непростой и насыщенный событиями период оказался как раз теми самыми воротами, что открыли путь в мир другого искусства и в собственный мир художника. Открыли путь поиска, говоря словами К.Малевича, своего собственного прибавочного, структурообразующего элемента. Работы, созданные Николаем Дундиным с конца 80- годов, представляют собой постепенное расшифровывание, разархивирование его собственного кода в искусстве.
 

Форма его темпер конца 80-х – начала 90-х обусловлена брутальным ощущением мира, который подобно глине, принимает в руках творца любые очертания. Какой сюжет ни возникал бы у художника в этих темперах, их всех объединяет первородство всепобеждающей мощной материи. Спустя время эта структура в живописи Николая Дундина преобразится в текучую или сколочную трансформацию-пляску форм в пределах одного холста. И само изображение будет двигаться из глубины картины к плоскости первого плана, а затем и к абсолютной плоскостности. Художник словно вытягивает его из прямой перспективы к зеркалу рамы. Никогда не отрекаясь от предмета и никогда не отвлекаясь на абстракцию, Николай Дундин сохраняет верность заполненному, насыщенному, бурлящему пространству, в котором все элементы состоят из переходов и преображений из одного состояния в другое, представляя своеобразных людей-растений.
 

Безусловно, здесь свою роль сыграло увлечение художника мифологией, древними легендами и философскими течениями Востока, где мир предстает в виде бесконечного изначального Единства. Ощущение подобного единства позволяет Николаю Дундину использовать символизм, то нежный и тонкий, как в триптихе «Надежда», «Вера», «Любовь», то яростный, как в работах «Груши», «Луна», «Солнце», «Звезда». От этого идти к футуризму «Маленькой мамы», работ  христианского цикла «Кто есть кто», «Крещение», «Терновый венец». А затем переходить к жесткости кубистических форм в духе Ж.Брака и П.Пикассо – «Час пик», «Металлический танец», «Ужин для Пигмалиона». А затем – и к далиевскому сюрреализму в «Ветке персика», работах «Сократ», «Сон», «Нож Казимира».
 

Николай Дундин не был бы витеблянином, если бы не отдавал дань шагаловской традиции в искусстве, если бы не обращался к шагаловской трансформации пространства, как в картинах «Витебская история», «Влюбленные», «Ночные птицы», «Царица луны».
 

Шагаловский пространственный сдвиг, наслоение видений, разнородные элементы, соединенные в границах одного холста творческим воображением, и яркий колорит станут для Николая Дундина ключом для его собственного художнического мировидения – кипящей магмы мира, отраженной в многочисленных зеркалах-разломах, которые делают его работы похожими на витражи, звонкие, многослойные, полные радости существования на этой земле.
 

На выставке “АВТОГРАФ НА ПЕСКЕ” представлено 57 живописных работ, 15 экслибрисов, 5 скульптур, арт-объект, а также фотографии и документы из личного архива художника.

 

Татьяна Котович, доктор искусствоведения


 

 

1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
11 12
13 14
15 16
17 18

 

Фото Татьяны Лапиной


ETPVIT.BY - ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА

Каталог товаров и услуг
Дом и квартира
Дом и квартира
Строительство и ремонт
Строительство и ремонт
Работа и бизнес
Работа и бизнес
Семья и дети
Семья и дети
Шоппинг
Шоппинг
Торговые центры, рынки1
Торговые центры, рынки
Отдых и развлечение
Отдых и развлечение
Услуги в Витебске
Услуги в Витебске