+375 21 226-13-68
Выставка из фондов музея
В ХХ веке западноевропейское искусство, пройдя через постимпрессионизм и трансформацию формы П. Сезанном, стало выражением модернистской философской установки и эстетики, ориентированной на прогресс и центрированной на диалектической оппозиции «традиция – современность». Авангардные течения, порожденные данной ситуацией, внесли в художественные практики синтез разных видов искусств, работу с маргинальными ранее философскими, этическими и эстетическими категориями, использование нетрадиционных материалов и формальные эксперименты.
Развитие искусства в первой трети ХХ века породило волну революционных движений и стилей. Это фовизм (А. Матисс, А. Дерэн, М. де Вламинк), цветовые схемы которого были настолько драматичными, что эта «дикость» дала название всему направлению; кубизм (Ж. Брак, П. Пикассо), который отверг условную идею линейной перспективы в пользу большего акцента на двумерном графическом плане. В 1908 году в эссе «Три пластических добродетели» Г. Аполлинер утверждал, что три добродетели – чистота, единство и истина – триумфально победили натуру в кубизме. Формальные поиски, служащие выражением поиска этой эстетической истины в художественной практике, отразились в многочисленных направлениях абстрактного искусства от В. Кандинского и «Синего рыцаря», супрематизма, конструктивизма и неопластицизма до абстрактного экспрессионизма, нео-гео и минимализма. Мировоззренческий и эстетический протест дадаистов привел к введению трехмерного коллажа (К.Швиттерс), созданию мусорного искусства и рэди-мэйда (М. Дюшан), прообразов постмодернистских перформансов и хэппенингов. В объемном искусстве знаковыми фигурами авангардистких направлений стали К. Брынкуш, У. Боччиони, А. Колдер и Б. Хепворт.
Творчество М. Шагала занимает особое место в истории авангардных течений двадцатого века. Если новизна художественного языка включает его в авангардный контекст, то содержание отличает его от этой категориальной позиции, помещая в контекст, который друг художника, философ Ж. Маритен назвал «альтернативной» современностью. Применяя различные формальные приемы, М. Шагал всегда оставался строго индивидуальным художником. Приверженность Шагала к фигуративности подразумевает свободу толкования, которая под его кистью превращается в способность делать реальность аллегорией. Это сопротивление доктринам авангарда, но не его динамике составляет дуализм творчества Марка Шагала в истории развития европейского авангарда.
Экспозиция выставки концептуально разделена на два пространства: на первом этаже представлены литографии Марка Шагала, на втором – литографии художников европейского авангарда: Ж. Миро, Ж. Брака, П. Пикассо, А. Матисса, А. Массона, Ф. Леже, А. Колдера, А. Джакометти, А. Тапиеса, Ж.-П. Риопеля, Р. Юбака, Э. Чильида.
В сериях цветных литографий 1960-х годов М. Шагал решает пластические задачи, конструируя при этом, по его словам, «мир иной», где колорит и линия обогащаются новым измерением, объединяющим материю и память, пространство и симультанность происходящего во времени. Мир цирка, представленный другой серией, театрально преображается в образы и яркие огни, раскрывая карнавализацию и мистику жизни.
Литографии художников европейского авангарда, выполненные также во второй половине столетия, попадают уже в постмодернистский контекст, где индивидуальные стили и методы этих мастеров, каждый из которых является одним из изобретателей авангардистских течений ХХ века, сохраняя свои особенности, составляет элемент полистилистики европейского искусства.
Экспозиция дополнена обширным фотографическим и биографическим материалом.