Выставочная деятельность витебского Художественного музея во многом предопределяется юбилейными событиями. Экспозиция «Лирика Льва Лейтмана» приурочена к 120-летию со дня рождения Заслуженного деятеля искусств Беларуси, художника, педагога Лейтмана Льва Мееровича (1896 - 1974).
Творчество и становление Л.М. Лейтмана, как художника и преподавателя, непосредственно связаны с Витебском, здесь он получил не только азы художественного образования в школе Ю.М. Пэна, но и первоначальные навыки педагогической деятельности. Л.М. Лейтман преподавал в Витебском художественном училище, художественном техникуме (1931-1941 гг.) и даже некоторое время возглавлял техникум (с февраля 1941 г.). Обучение в частных школах у Ю.М. Пэна (1921-1930 гг.) в Витебске и Ю. Р. Бершардского (1916-1917) в Одессе, курсы по повышению квалификации при академии искусств у профессора С. Абугова в Ленинграде (1937 г.), позволили Л.М. Лейтману стать профессиональным художником. Однако нельзя недооценивать пытливый характер художника и его большое увлечение искусством. Л.М. Лейтман часто говорил: «…Главное в нашей работе – уметь видеть, высказывать увиденное, и любить людей, жизнь…». Подтверждением этих слов являются художественные произведения, которые поистине стали документами эпохи, запечатленными в цвете и художественных образах. Акварели Л.М. Лейтмана демонстрируют нам, как увлеченно художник откликался на жизненные события: индустриальные и сельские пейзажи, портреты, сюжетные картины, натюрморты - вряд ли найдется жанр, который был бы неподвластен художнику.
Роль Л.М. Лейтмана в развитии белорусского акварельного искусства неоспорима. Художник на протяжении всей жизни демонстрирует любовь и привязанность к технике акварели, экспериментирует с фактурой бумаги, смешивает гуашевые и акварельные основы, находится в постоянном поиске, преподает и делится своими находками со своими учениками. Творческий почерк художника на протяжении жизни менялся от лирично-созерцательного до эмоционально-экспрессивного, однако основную цель своего творчества Л.М. Лейтман всегда видел в отражении жизни, окружавшей внимательного и талантливого мастера акварели.
Среди произведений, представленных на выставке, большая часть пейзажи - городские, сельские, отражающие личное отношение художника к природе, его восхищение и любование белорусскими просторами.
Творчество Л.М. Лейтмана ярко иллюстрирует высказывание В.К. Бялыницкого-Бируля: «Прежде чем писать природу, надо ее по-настоящему любить… В основе таланта пейзажиста всегда лежит искренняя любовь к природе. Понять, почувствовать природу, суметь подслушать её говор не всем дано…». Нельзя сказать, что творчество художника сосредоточено только на пейзаже, но любовь к этому жанру очевидна и, наверняка, привита еще в пору учебы Л.М. Лейтмана у Ю.М. Пэна, во время пленэрных «походов» по витебским окрестностям.
Легкие и свободные в своём исполнении этюды-акварели очаровывают и приковывают внимание. Так в работе «Иней» (1960-70-ые гг.) художник использует гладкую бумагу, не предназначенную для акварели, но необходимую для реализации замысла автора: с помощью тонкого слоя разбеленой полупрозрачной акварели художник успешно передает зимнее низкое небо, заснеженный город, акварель словно имитирует мазки масляной краски. Не менее удачно, благодаря глянцевой бумаге, художник передает зыбкость водной поверхности, весеннюю зелень парка, светло-голубое небо в работе «В парке им. М. Горького» (1950-1970-ые гг.). Многочисленные лодки, заводы с высокими трубами, вышка, мост на заднем плане создают присутствие человека в работе «Западная Двина». Художник, наметив многочисленные объекты, не отвлекается от изображения реки, широкой и полноводной, несмотря на подробную детализацию в работе, ощущение воздуха и простора не теряется, а только усиливается панорамной композицией. Л.М. Лейтман часто прибегает к подобной композиции. В работе «Вечер над Свислочью» (1950-70-ые гг.) этот прием позволяет художнику показать величие и красоту водных просторов Беларуси. С удовольствием художник пишет тишину и спокойствие водной глади, нежный закат и умиротворенность вечернего пейзажа, теплая цветовая гамма осенней природы окутывает, создавая ощущение личного присутствия зрителя на берегу реки. Таким же созерцательным перед нами предстает этюд «Весна» (1966 г.). Цветущее дерево, заботливо побеленное хозяином, свежевспаханная земля, светлое весеннее небо, узкая полоска водной глади, дом и хозяйственные постройки запечатлены на работе. Солнечное настроение пропитывает всю работу, заставляет любоваться сельским пейзажем. В своих работах художник стремится не только изобразить, но и передать гармонию окружающей действительности, цветовую насыщенность.
Значительное место в творчестве Л. М. Лейтмана занимает городской пейзаж. Облик послевоенных белорусских городов становится объектом для творчества. Широкие и просторные улицы Минска, новостройки обретают художественные формы в работах мастера. Так в работе «Огни Минска» (1959 г.). Вечерний пейзаж приобретает нарядный вид благодаря бликам и отражениям зданий на водной поверхности водоема, изображенного в центральной части композиции.
Художник создал не одну серию работ, прославляющих труд человека. Среди работ схожей тематики, находящихся в фонде музея, является работа «Крепление штампа парового молота» (1960 г.). Особое внимание уделял Л.М. Лейтман образам воинов-пограничников, у которых он нередко бывал и которые, в свою очередь, приезжали на его выставки. Мужественность, готовность к подвигу - вот основные качества, присущие героям этой тематики. Работа «Вечер на заставе» (1974 г.) является одной из картин, представляющих нам мирные будни военнослужащих.
Фонд графических работ Л. М. Лейтмана витебского Художественного музея (13 графических листов) не является одним из самых больших в Беларуси, однако демонстрирует жанровое разнообразие творчества художника, стоявшего у истоков Витебского художественного техникума и стремившегося внести новизну в традиционное искусство.