Новый формат знакомых поездов
К 1 июня на 20% будет увеличено число вагонов в поездах Витебского отделения Белорусской железной дороги, курсирующих по Беларуси во всех направлениях. С этой новости началась наша беседа с начальником пассажирского отдела Сергеем ЛЯДЕНКО:
— Не секрет, летом традиционно объем перевозок возрастает в 2 — 3 раза, и не только по региональным, но и по линиям международного сообщения. Поэтому дополнительные вагоны будут назначены и по международным маршрутам. В частности, с 1 июня добавятся прицепные вагоны на Одессу, Караганды, Санкт-Петербург и, возможно, Адлер.
Мы готовы добавить дополнительные поезда на крымское направление, но в силу известных событий не знаем, будет ли спрос у населения. Пока он низкий, и достаточно одного имеющегося поезда.
— Сергей Георгиевич, сейчас много говорят о новом формате пассажирских поездов. В чем он заключается?
— Все перевозки железнодорожным транспортом Республики Беларусь Указом Президента разделены на категории, соответствующие международным стандартам. Это поезда региональных (пригородные), межрегиональных (внутриреспубликанские) и международных линий. В зависимости от скорости передвижения и комфорта все они могут быть эконом- или бизнес-класса.
Для поезда каждого вида перевозки характерно свое цветовое решение, каждому классу комфортности соответствует абстрактное обозначение цветка (лилии, крокусы, астры).
Это своего рода ребрендинг, очень развитый в Европе. Его цель — сделать поезд узнаваемым. Горожанин издалека может определить, какой состав к нему приближается. Например, транспорту городских линий соответствует красный фон и цветок, напоминающий астру.
— Недавно прозвучала информация, что БЖД вводит новую услугу для пассажиров: вызвать такси можно будет прямо из поезда…
— Пока она тестируется в Минске на нескольких поездах. По конкурсу выбрана компания, предоставляющая автомобили-такси. Сейчас оценивается спрос. Если услуга окажется востребованной, впоследствии к ней, скорее всего, подключатся все отделения БЖД.
— А пользуется ли популярностью горожан электронная продажа билетов?
— Коммуникационные возможности сейчас на высоком уровне: у каждого школьника и пенсионера есть мобильный телефон, не говоря уже о молодежи. Почти у всех есть доступ к Интернету, платежная пластиковая карта. Теперь необязательно ехать на вокзал, чтобы получить информацию о поезде и купить на него билет. Это можно сделать, не выходя из дома. Безналичные расчеты с каждым месяцем набирают обороты.
Кроме этого, многие горожане пользуются услугами терминалов для покупки билетов на поезда региональных линий. Сейчас на станции Витебск работают 2 терминала. За месяц ими воспользовалось около 3 тыс. человек. В этом году планируем добавить еще 2 терминала в Витебске и столько же установить на станции Полоцк.
— Прибавилось ли работы у витебских железнодорожников в преддверии Чемпионата мира по хоккею?
— Витебск оказался в стороне от основных пассажиропотоков. Они, согласно логистике перевозок, составленной официальным туроператором чемпионата, пойдут в Минск из Европы, Москвы, Бреста. Поэтому напрямую участвовать в перевозках мы не будем, работаем в обычном штатном режиме. При этом постоянно отслеживаем спрос населения и готовы при необходимости дополнить вагонами существующие поезда.
Мы активно участвуем в благоустройстве транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира: наводим порядок на вокзалах, вдоль линии железнодорожных путей, обновляем интерьер вагонов. Кроме того, проводники, работающие на поездах минского направления, билетные кассиры вокзалов Витебска и Полоцка прошли специальные курсы разговорного английского, получили в помощь разговорники. Общаться с зарубежными гостями предстоит 400 витебским железнодорожникам.
— И напоследок вопрос от нашего читателя. Он побывал в Орше, где на железной дороге заметил рельсовые автобусы, и заинтересовался: появятся ли подобные мини-составы в Витебске?
— Пассажиропоток везде разный: в одном направлении он может быть 100 человек, в другом — 600. В такой ситуации на участках, где пассажиропоток низкий, бессмысленно и экономически невыгодно использовать многовагонные составы.
БЖД пошла по пути развитых государств и закупила маленькие экономичные поезда, так называемые рельсовые автобусы. По различным направлениям Белорусской железной дороги курсирует около 10 таких составов. Они рассчитаны на пассажиропоток в 100 человек.
Параллельно приобретаются современные подвижные составы — скоростные комфортабельные электрички, которые используются во всех развитых странах Европы. Сейчас по нашей железной дороге курсирует около 20 подобных составов, и на них сохраняется устойчивый спрос. Люди хотят ехать быстро (с минимальным количеством остановок в пути) и в комфортных условиях. В электричках нового поколения современный интерьер, создана безбарьерная среда, есть кондиционеры, работает электронное табло.
Вполне возможно, скоростные комфортабельные поезда появятся со временем и на Витебском отделении Белорусской железной дороги. Они свяжут транспортным сообщением Витебск с Могилевом, Полоцком, Минском.
Анна СЕРЕБРЕННИКОВА.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.
Газета «Твой Город».