Надоели скучные образы?
31 октября в Художественном музее Витебска открылась выставка Лены Юриковой "Ретроспектива 55".
Графика из серии Карнавал в Марне.
Всего в нескольких городах Германии проходит ежегодный многокилометровый карнавал, наполненный танцующим разноцветным и музыкальным парадом масок. И один из них город, где живет Лена Юрикова- Марне. Из изукрашенных платформ машин, на головы ряженных сыплются конфеты и всяческие сладости, дети подхватывают их не только в ладони, но и в раскрытые чаши зонтов, набивают ими карманы. Взрослые, как и дети, наряжены и разукрашены святые и нечистые вперемежку и это – самый настоящий шумный и разноцветный праздник! Люди- Свечи, Лестница ведьм, Сладкое искушение.
Живопись из серии «Пространства СЕГОДНЯ И ВЧЕРА».
Работы из этой серии начались с создания триптиха «Петр I и Екатерина I. Янтарная комната» и «Танец в янтаре», посвященные 400-летию семьи Романовых. Они – результат пленэрных поездок в Царское Село и в города Ваймер и Йену, в Тюрингию, месту правления царской дочери Марии Павловны Романовой - Готторф (меценату и покровительнице Гете, Шиллера, Листа, Меттерниха и др.) . Глубокие размышления над историческими связями двух культур немецкой и русской, желание найти себя в культурной среде Германии привело художницу к организации Художественных проектов пленэрной живописи связанной с семьей Романовых на территориях Ваймера в Германии и Ст. Петербурга в России. Что в дальнейшем привело к развитию темы «Пространства СЕГОДНЯ и ВЧЕРА» и к попытке увидеть эти исторические личности как в трактовке старого портрета, так и в образе современника и современными методами. В триптихах Гете, Шиллер. Немецкий царь Петр III и Екатерина II и в портрете Мария Павловна Романова Готторф - Айзенах художник гипертрофированно - сюрреалистическими методами усиливает пространственно - временную трактовку портрета. Скульптуры: Переход, Две секунды волнового времени, Пространство- Время. Качели, Поцелуй Сальвадора, и тд..
Живопись из серии Колония песчаных червей.
Серия работ Лены Юриковой под общим названием «Легенды Северного моря» связана с местом проживания художника и является логическим продолжением предыдущих выставок. Северное море между приливом и, со следующим с регулярностью дыхания отливом, дает 8- часовую паузу для активной жизни обитателям приля. Море приходит и отходит на расстояние 2-3 км от берега и оставляет огромные пространства первобытной земли, наполненной интенсивной жизнью миллиардов крохотных существ. Гуляя по оголившемуся дну моря можно увидеть странные песчанные сооружения, с небольшой дырочкой рядом. Эти странные формы, свернутые в причудливые кучки, создает, фильтруя через себя землю, песчаный червь, а через отверстие он дышит. И этот акт фильтрации сроден творческому процессу созданию художественных объектов художником и таковое создание из профильтрованной через себя праземли, или как встари говорилось - из праха- является в малом подобием дела великого. Из праха повстало все на земле. Придет очередной прилив и миражи форм и странных созданий из песка рассыплются и поверхность, под нахлынувшей морской водой, выровняется до чистого листа бумаги. Все разтворится в прозрачной соленой воде прилива, так похожей на состав нашей крови. И с отливом все повторится сначала. Глубоко в толще животворной земли заворочается какой-то странный Червь, из чистейшего праха уложит новые и такие старые формы, их овеет ветрами, днем озолотит солнцем, ночью галактиками и звездами и - вновь рассыпет, размоет до следующего отлива...
Работы из серии: Колония песчаных червей, Автопортрет, Осияние, Окрылены, Прилив, Легенды Северного Моря, Земля первозданная, Скульптуры: Создание Евы, Рождение самосознания земли, Рождение идеи. Едины, Тело из тела моего, Ера Водолея и т.д.
Фото: Татьяны Лапиной