Серебряный век фотографии
Какие фотографии сегодня в моде у богатейших людей мира? С чего начиналось искусство фотографии в Витебске? Как проходил процесс съемки в конце XIX – начале ХХ веков? Обо всем этом узнали слушатели очередной творческой встречи в зале «Духовского круглика» с гостями – Владиславом Андреевым и Екатериной Гриневской.
Еще 7 лет назад фотокорреспондент и журналист-историк объединились в творческий тандем под названием «Аргентум» и занялись совершенно уникальным проектом. На сегодняшний день они единственные, кто восстановил всю технологическую цепочку производства старинных снимков, характерных для конца XIX – начала ХХ веков, от самого процесса съемки до печати фотографий.
В современном мире с его развитыми технологиями фотографом может стать любой школьник. Но все же ручной труд художника остается востребованным, пока сильна в людях любовь к традициям и кропотливому творчеству.
Рассказывая о том, как они пришли, а правильнее даже вернулись к истокам фотографии, Владислав заметил, что имел опыт работы с цифровой техникой и не отрицает ее плюсов. Равно как и то, что в Витебске есть очень талантливые фотографы, мастера работы с цифрой. Но львиная доля, по его мнению, – это все же люди, которые купили себе крутой аппарат, сделали 100 кадров, выложили в Интернет, набрали «лайков» – и шедевр готов.
В работе Владислава и Екатерины есть только одна попытка сделать верный кадр.
В настоящее время ребята из творческой мастерской «Аргентум» по книгам и архивным материалам, а также методом проб и ошибок восстановили многое из классической бром-серебряной, соляной и альбуминной (на основе взбитого белка) печати. Это направления, которые были еще на заре становления фотоискусства.
Владислав рассказал о том, чем отличаются обычная фотография и то, что они с Екатериной делают.
Первая сложность, с которой сталкиваются в работе, – достать реактивы. Печатают ребята на ватмане либо обычной акварельной бумаге, но часто из-за ее качества приходится долго возиться. Бумагу также обрабатывают специальной эмульсией с помощь большой кисточки. А еще Владислав поделился секретом, как сделать фотопластину из стекла.
Помимо технологических секретов слушатели узнали много любопытного об истории фотографии, первых фотостудиях.
Знали ли вы, например, что первые фотоателье появились в Европе в 30-40 годах XIX века? Для этого было необходимо особое помещение, обычно мансардного типа со стеклянным потолком и большими окнами на всю стену. Как правило, свет должен был падать с северной стороны. А южная делалась сплошным фоном для фотографии.
Процесс съемки мог длиться долго, а человеку нужно было сидеть статично, и для удобства у кресла был специальный подголовник.
Тем, кто еще не знал, было любопытно послушать про историю возникновения фразы «сейчас вылетит птичка».
У присутствовавших на встрече была возможность познакомиться с примерами фотографий той эпохи: приемами, которыми пользовались фотографы, интерьерами (в 1860-е начала появляться мебель, на смену ей пришли колонны и арки из папье-маше, а также популярное фото на Луне). Пикториальная (высокохудожественная) фотография набирала силу. Фотографы стремясь оживить свои фотографии, стали применять фоны: в солидных ателье их было от 20 и более. Появлялись открытки на основе фотографии, в том числе рекламные. Ателье использовали пространство вокруг снимка для самопиара, оформляя фотографию в паспарту.
В России одна фотография в фотоателье стоила в то время от 3 рублей, а месячная зарплата простого рабочего была 17 рублей. Такая высокая цена была обусловлена большими финансовыми затратами на открытие ателье и его содержание.
Жителям Витебска, разумеется, особенно интересно было услышать про первые фотоателье в нашем городе и знаменитых фотографов, в том числе Сигизмунда Юрковского, который был еще и изобретателем и много сделал для развития современной фототехники.
Кроме увлекательных рассказов и фотографий, участников встречи ждал небольшой мастер-класс. Владислав показал, как работать с фотоаппаратом 1974 года выпуска, которые раньше использовались в наших фотоателье.
Если кого-то заинтересовала реконструкция старинных методик фотографии с художественной точки зрения, то других привлекли практическая и финансовая стороны вопроса. Ведь бром-серебряная фотография неспроста особенно ценится в мире.
Так что не исключено, что скоро в Витебске появятся энтузиасты-последователи идеи, воплощенной Екатериной и Владиславом. А может, они ее даже разовьют.
Витебский Арбат - Авторский бром-серебряный отпечаток на самодельной фотобумаге ручной работы по технологии и рецептуре конца ХIХ — начала ХХ в. Фактурная бумага. |
Суровый страж - Авторский бром-серебряный отпечаток на самодельной фотобумаге ручной работы по технологии и рецептуре 120-летней давности. Фактурная бумага. |
|
|
||
Музыка лета - Авторский бром-серебряный отпечаток на самодельной фотобумаге ручной работы по технологии и рецептуре 120-летней давности. Фактурная бумага. Фотография отпечатана в июне 2012 г. |
Зимяя сказка - Авторский бром-серебряный отпечаток на самодельной фотобумаге ручной работы по технологии и рецептуре 120-летней давности. Фактурная бумага. Фотография отпечатана в июне 2012 г. |
Катерина Князева