К 110-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича
ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
Концерт камерной музыки
Художественный руководитель – Людмила ОРЛОВА
Состав ансамбля:
Татьяна ЛЕВИЦКАЯ (первая скрипка) Елизавета ГЕМБИЦКАЯ (вторая скрипка) Елизавета СУРЬЕВА (альт) Станислав ПЕТЧЕНКО (виолончель) | Ефросинья ВЕРЁВКА (первая скрипка) Глеб ТКАЧУК (вторая скрипка) Алина ТИШКУРНО (альт) Елевферий ГОЙКО (виолончель) |
Творчество Дмитрия Шостаковича не нуждается в представлении. Оно – символ музыки ХХ века, с глубинной философией жизни, трагизмом бытия и вечностью идей. В год 110-летия со дня рождения композитора вся мировая музыкальная общественность широко отмечает эту дату различного рода творческими проектами.
Одним из таких проектов в Беларуси стал концерт на родине предков великого композитора в деревне Шеметово Мядельского района. По свидетельству местных краеведов, сам Дмитрий Шостакович посещал Шеметово в 1939 году. Проект был организован при участии президента французской ассоциации «Обмен: Франция – Беларусь» Аркадия Володося, а также при поддержке Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь во Французской Республике, постоянного представителя Республики Беларусь при ЮНЕСКО – Павла Латушко.
Концерт, который состоялся 25 сентября в костеле Матери Божьей Неустанной Помощи в Шеметово, стал основой концерта открытия XXVIII Международного музыкального фестиваля имени И.И.Соллертинского.
В программе прозвучит Струнный квартет № 3, соч. 73 – одно из самых драматичных произведений этого жанра. Пятичастный цикл квартета напоминает о военных симфониях композитора – Восьмой и Девятой – не только структурой, но и идеями. Премьера состоялась в Москве 16 декабря 1946 года. Исполняли музыканты квартета имени Бетховена, которым и было посвящено это произведение. «Третий квартет я считаю одним из наиболее удавшихся своих сочинений» (из письма Д. Шостаковича от 22 апреля 1950 г.).
Элегия и Полька для струнного квартета (без номера сочинения) написаны Д. Шостаковичем в ночь на 1 ноября 1930 года в Батуми под впечатлением от концерта квартета им. Вильома. Обе миниатюры представляют собой авторские транскрипции: «Элегия» – переложение арии Екатерины Львовны из первого действия (третьей картины) оперы «Леди Макбет Мценского уезда» (соч. 29); «Полька» – квартетный вариант одноименного номера из балета «Золотой век» (соч. 22). Миниатюрный цикл за восемь лет до струнного квартета №1 (соч. 49) стал дебютом в камерно-инструментальном жанре, который – наравне с симфоническим – имел колоссальное значение в творчестве Д. Шостаковича.
Две пьесы для струнного октета (1924–1925), соч. 11 – Прелюдия (Adagio) и Скерцо (Allegro molto) – посвящены памяти погибшего друга композитора, поэта В. Курчавова. Премьера состоялась в 1927 году в исполнении квартетов им. Глиэра и им. Страдивариуса. Довольно редкое по составу исполнителей сочинение (для струнного октета) является одним из наиболее исполняемых ранних произведений Д. Шостаковича.
В программе: Д. Шостакович (1906 – 1975)
Струнный квартет №3, соч. 73 фа мажор
Allegretto
Moderato con moto
Allegro non troppo
Adagio
Moderato
Элегия и Полька для струнного квартета (1930)
Прелюдия и Скерцо для струнного октета, соч. 11