ЧЕГО ОЖИДАТЬ БУДУЩИМ СТУДЕНТАМ? ИЛИ О НОВШЕСТВАХ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Какой станет система вузовской подготовки в ближайшее время? На выездном заседании Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования, проходившем на базе Полоцкого госуниверситета, обсуждались проблемы развития практико ориентированной магистратуры и наращивания экспорта образовательных услуг.
С ориентацией на практику
Инновационный путь развития нашей страны ставит на повестку дня вопрос о необходимости формирования производственной элиты, отвечающей выдвинутым требованиям. Именно эти задачи должна решить магистратура с углубленной подготовкой специалистов, которая предоставляет талантливым студентам возможность расширить знания и умения, приобретенные на предыдущем этапе образования.
— По первой ступени вузы перешли на четырехлетний срок обучения. Однако говорить о его сокращении и неизбежном снижении качества полученных знаний будет неправильно. На самом деле мы перешли на двуступенчатую систему подготовки. Вторая ступень, магистратура, – это два года. Таким образом, время обучения увеличилось, — отметил председатель совета ректоров, председатель УМО по экономическому образованию, ректор БГЭУ, доктор экономических наук, профессор Владимир Шимов. — Теперь возникает необходимость стыковки учебных планов и программ первой и второй ступеней. Это не должно быть механическое перенесение структуры дисциплин: крайне важно правильно сформировать программу второй ступени, чтобы она действительно была направлена на совершенствование знаний специалиста.
Будущие магистры – это прежде всего разработчики технологий и авторы нестандартных творческих решений, инженеры, способные создавать инновации.

— От качества подготовки зависит, каким реально будут специалисты с высшим образованием, в какой степени они будут готовы приступить к практической работе, — прокомментировал ситуацию министр образования Республики Беларусь, доктор физико-математических наук, профессор Сергей Маскевич. — Во всех сферах народного хозяйства нужны кадры, готовые к инновационной деятельности, и магистр – главный ресурс для современной экономики. В настоящее время не без оснований нам ставят в упрек, что выпускники вузов недостаточно подготовлены к применению своих знаний на практике. Но многое здесь зависит от заинтересованности и самих предприятий, которые должны активно включиться в образовательную деятельность. Я всегда ставлю в пример нашу медицину: там традиционно сложилось, что в подготовке студентов совместно участвуют и университеты, и учреждения здравоохранения. Что касается других специальностей, это происходит в значительно меньшей степени.

Наращивать экспортный потенциал
Как рассказал Владимир Шимов, в настоящее время в вузах республики проходит подготовку около 12,5 тысячи студентов из зарубежья. Есть несколько высших учебных заведений, достаточно успешно работающих в этом направлении, туда традиционно приезжают учиться из разных стран. Но проблемой большинства вузов остается малое количество иностранных студентов. Следует создать действенный механизм, позволяющий наращивать экспорт образовательных услуг. С другой стороны, здесь существуют барьеры внутреннего характера, и нужно найти способы их преодоления. Например, ведущие вузы готовы увеличить прием, но возникает проблема с общежитием.

Еще один момент: среди поступающих фактически доминируют представители нескольких стран, и этот перечень необходимо расширять. Сегодня на образовательном пространстве мира практически все страны ведут борьбу за иностранных абитуриентов. Особенно это актуально в условиях, когда внутренний контингент поступающих сокращается. Так, несколько лет назад выпуск из белорусских школ составлял около 100 тысяч человек, а сегодня — 65 тысяч. Для того, чтобы вузы не «пробуксовывали», им следует активнее работать на внешних рынках.
— Более того, рейтинги университетов в значительной степени определяются тем, какое количество иностранных студентов там обучается, — подчеркнул Сергей Маскевич. — У нас есть конкретные планы по увеличению экспорта образования. Безусловно, следует развивать англоязычные программы. Нам важно увеличивать экспорт наукоемкой продукции, инновационных разработок. Возможно, будем открывать филиалы наших вузов и других учреждений образования за границей. Нужно связать непосредственно экспорт образовательных услуг с экспортом промышленного производства, чтобы выпускники, которые пройдут подготовку и поедут в свои страны, в процессе учебы познакомились с продукцией белорусских предприятий и были заинтересованы ее сопровождать. На выполнение этой задачи мы должны сориентировать целый ряд технических специалистов, серьезно скоординировать работу с сектором промышленного производства товаров и услуг. В беседе с журналистами Сергей Маскевич также остановился на особенностях вступительной кампании. Принципиальных изменений нет, однако установлен нижний проходной порог баллов: те, кто наберет их менее 7 по тому или иному предмету, не смогут подавать документы в высшие учебные заведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

читать все новости Витебска >>>