НАСТОЯЩИЙ АНШЛАГ БЫЛ НА ПРЕМЬЕРЕ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА В ВИТЕБСКЕ

Поистине историческим событием для областного центра можно считать создание симфонического оркестра Символично, что премьерные выступления нового коллектива областной филармонии состоялись в двадцатых числах июня. Именно в эти дни 94 года назад было принято решение об открытии  Витебской народной консерватории и создании при ней симфонического оркестра, у истоков которого стоял выдающийся петербургский музыкант Николай Малько. В те годы, названные образно «Витебским ренессансом», оркестр давал по 120 концертов в год. Прошло почти столетие, и в городе на Двине вновь звучит классическая музыка в исполнении профессионального коллектива, который возглавил молодой талантливый музыкант Владимир Белявский. С ним мы встретились в репетиционной филармонии.

– Владимир, насколько я помню, была не одна попытка создать симфонический оркестр в Витебске. Ваш отец – Анатолий Белявский – прилагал немалые усилия к этому…

– Мой отец всегда пропагандировал симфоническое исполнительство. В 1975 году  он создал оркестр при Витебском городском центре культуры. Просуществовал он около 20 лет. Несмотря на то, что коллектив имел статус  самодеятельного, в нем играли приличные музыканты, многие затем уехали работать за рубеж.  Исполняли серьезные произведения, с которыми оркестр бывал на гастролях в других городах и странах. Потом были годы затишья, хотя постоянно витала идея оркестра. Через некоторое время в музыкальном училище создали камерный оркестр, существовал духовой, а симфонического  не было. Когда я после окончания консерватории пришел работать в музыкальное училище, мы пытались организовать оркестр. Собрали молодежный состав.  Давали концерты на вечерах искусства. В принципе тогда, в 2006-2007 годах, был готовый коллектив, но без поддержки властей он не смог выжить. Наконец в ноябре прошлого года с подачи нашего уважаемого главы области Александра Косинца было принято это поистине историческое решение.

 

– Симфонический оркестр создан на базе камерного,  которым тоже вы руководили. Дирижерский опыт помог?

– Я руководил филармоническим камерным оркестром 4 года. Конечно, это была серьезная подготовка для того, чтобы стать за дирижерский пульт симфонического коллектива. Небольшим составом мы поднимали солидные полотна, выходящие за рамки камерной музыки, например, концерт для органа, литавр, струнных Франсиса Пуленка или произведение  Моцарта для двух роялей и оркестра. Но, конечно, добиться слаженной игры от большого коллектива музыкантов гораздо сложнее. Оркестр создавался в основном из преподавателей музыкальных школ и колледжа, студентов. Духовиков взяли из военного оркестра. Получился сборный состав, который не так просто было объединить воедино. Струнные хорошо взаимодействуют  между собой, у них свои принципы, тонкости. У духовых – иная специфика исполнения. Кроме того, у музыкантов большая разница в возрасте: от 18 до 60 и более лет. Приходилось сначала работать по группам, а потом собирать единый ансамбль. Большое внимание уделяли подбору репертуара, чтобы он был интересен, чтобы музыку играли с удовольствием.

 

– В фильме «Безымянная звезда» один из героев написал симфонию, но ее не могли исполнить, потому что в оркестре не хватало английского рожка… У вас всех инструментов хватает?

– Английский рожок – мечта, для нас на данном этапе неосуществимая, как и некоторые другие инструменты. В оркестре – 33-34 музыканта, это самый малый симфонический. Даже не парный состав. Есть две флейты, но по одному гобою и фаготу, вместо четырех две валторны.  Пока не хватает музыкантов. Надо привлекать, заинтересовывать. Первая ласточка – приезжает профессиональная скрипачка из Минска.

 

– А первая скрипка есть?

– Да, это, можно сказать, моя правая рука, – концертмейстер, заслуженный работник культуры России Александр Васильев.

 

– Отец вас поддерживает?

– Конечно. Я его считаю  вдохновителем оркестра. Основная часть коллектива  – его воспитанники. 

 

– Как приняли первые выступления симфонического оркестра в городе?

– Настоящий аншлаг! Мы не ожидали такого приема. Партер, балкон, последний ярус были забиты битком, приходилось использовать приставные стулья. Программа состояла из мировых шлягеров, хитов, которые у многих на слуху. В свое время, когда я учился в Минске и в королевской консерватории в Бельгии, ездил в качестве исполнителя с симфоническими оркестрами во Францию, Германию, Италию,  Испанию, другие страны. Тогда уже брал на заметку, какая музыка лучше воспринимается слушателями, с чего нужно начинать. Считаю, нам рановато пока брать большие полотна, да и публику надо готовить. В Витебске уже появился свой круг любителей классической музыки, люди звонят в филармонию, спрашивают, когда будет следующее выступление оркестра. 

 

Я убежден, симфонический оркестр необходим городу, который заботится о своем культурном имидже. Классическая музыка очищает душу. Слушая Бетховена, Чайковского, Баха, люди становятся добрее, у них появляется стремление  к светлому, вечному.

 

Татьяна Пастернак, «НС»

 

 

 

 

читать все новости Витебска >>>