РОДИОН БАСС: «ХОТЕЛОСЬ БЫ ЕЩЁ БОЛЬШЕ УСПЕТЬ...»


Его имя известно как в Беларуси, так и за её пределами. Это человек, который двадцать лет своей жизни отдал «Славянскому базару в Витебске». И по итогам 2010 года ему присвоено звание «Человек года Витебщины» в номинации «Культура, искусство, духовное возрождение». Как вы уже догадались, речь идёт о директоре дирекции международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске», генеральном директоре Центра культуры «Витебск», заслуженном деятеле культуры Беларуси Родионе Бассе. Он любезно согласился дать интервью нашей газете.

 

– Родион Михайлович, рада, что Вы признаны «Человеком года Витебщины 2010». А как Вы сами приняли это известие?

– Вроде бы эта премия даётся за заслуги прошедшего года, но я глубоко убеждён, что она даётся не за год, а за все предыдущие достижения. Просто много лет назад не было такой премии… Хотя, признаюсь, приятно, конечно, когда тебя замечают, отмечают. Причём именно здесь, на родине.

– Вы публичный, известный человек. Эта известность Вам помогает или мешает?

– Да, люди действительно меня узнают, и это мне частенько помогает решать какие-то вопросы. А так… Я же не какой-нибудь певец, так что вокруг меня не визжат, не пищат и на шею мне не вешаются.

– Но ведь известность – это ещё и ответственность. Ведь если что-то сделал Иванов, Петров, Сидоров, это одно, а вот если что-нибудь этакое сотворил человек известный – это уже епростительно. Это я к тому, что приходится, наверно, следить за своими поступками и словами…

– А как же! Приходится. Иногда срываешься и потом приходится идти на попятную. Приходится иногда «включать дурака», изменять своим принципам, использовать свои актёрские способности.

– За что у Вас болит душа, что Вас тревожит?

– Мировое фестивальное движение дважды признавало «Славянский базар в Витебске» «Лучшим фестивалем года» по версии FIDOF. Наш фестиваль является государственным проектом уже 15 лет и при этом не имеет ни одной государственной премии или награды.

Возникает ощущение, что люди думают, будто организовать такой фестиваль, куда приезжают участники из не менее чем 30 стран, – очень легко. Как будто у границы стоит толпа звёзд, и они ждут, когда им откроют ворота, чтобы приехать сюда. Нет! У них есть свои программы, свои проекты. К тому же летом все артисты отдыхают.

Мы уже 20 лет не можем добиться, чтобы приехал спектакль с участием Алисы Фрейндлих и Олега Басилашвили. Приглашаем Любовь Успенскую, а она проводит всё лето в Италии. Какие бы мы деньги им ни предлагали, они говорят: «Извините, летом мы отдыхаем». Поэтому с приглашением артистов на фестиваль всегда есть сложности, их надо приглашать «сильно заранее». А ведь именно от того, какой артист приедет на фестиваль, зависит и его успех. Нужно подбирать таких артистов, которые были бы интересны людям, потому что 50% доходов от проведения фестиваля дают люди, купившие билеты.

– А кто порадует зрителей в этом году на фестивале?

– Мы отдали в Министерство культуры Беларуси свои предложения по программе ХХ юбилейного фестиваля. В ближайшее время она будет утверждена и согласована. Мы ждём результата. А пока говорить о чём-то конкретном рано, потому что могут быть всякие изменения и коррективы.

– Может быть, можно назвать хотя бы сроки проведения фестиваля?

– Мы предложили такие сроки фестиваля: 8 июля – открытие, 14 – закрытие, и ещё концерты – два дня до и два дня после фестиваля. Эти сроки диктуют нам несколько обстоятельств. Раньше не можем, потому что 3 июля – День независимости Беларуси. А после – 27 июля – в Юрмале начинается фестиваль «Новая волна». Между двумя фестивалями есть одно мероприятие, которое обойти никак не получается. Это День металлурга – третье воскресенье июля. Этот праздник широко отмечают российские и украинские металлурги... Вот вы удивляетесь, а для нас это проблема, потому что они заказывают самых ярких звёзд, дают им предоплату ещё в январе-феврале, и причём в несколько раз больше, чем мы могли бы предложить.

– На ваш взгляд, как долго будет жить «Славянский базар в Витебске»? Пока будете живы Вы и будет господдержка?

– Многие говорят, что фестиваль уже надоел, он однообразный. Сколько будет жить фестиваль, я не знаю. Может, он будет и после нас, но это будет уже другой фестиваль. Потому что фестиваль такого уровня ни одним декларативным документом не сделаешь.

За 20 лет у нас сложилось полное взаимопонимание с иностранными коллегами. Несмотря ни на какие обстоятельства, зарубежные артисты всё равно приедут к нам, потому что просто любят наш фестиваль. А всё это строится на личных отношениях.

Да, государственная поддержка имеет очень большое значение для фестиваля. Но если завтра вдруг совсем закончатся деньги, то фестиваль всё равно состоится. Он будет поменьше, не будет ежедневных телевизионных трансляций.

Хочу сказать без ложной скромности, что дирекция фестиваля – Центр культуры «Витебск» – это локомотив, который тянет весь фестиваль. Это договоры с артистами, расчёты с ними, работа всех фестивальных служб и многое другое.

– За что Вы любите свою работу?

– За то, что есть результат. Я 35 лет работаю в одном и том же учреждении – городском доме культуры. Правда, название его периодически менялось. А ещё, я уже говорил это на вручении премии, в нашем деле один в поле не воин. Здесь всё зависит от людей, которые вместе со мной делают общее дело. Поэтому я и люблю свою работу, что вокруг меня – профессионалы, которым не надо говорить, что делать, они и сами знают. Их мнением я дорожу.

– Чем Вы гордитесь в своей жизни и что считаете своим главным достижением?

– У меня прекрасная семья, любимая и умная жена, дочка, внучка, сын. Но всё это – личное. Об этом я говорить не буду. Я по-настоящему горжусь тем, что у нас есть международного качества – «Славянский базар в Витебске».

– Какой самый счастливый день в Вашей жизни?

– Сейчас у меня есть счастливый день каждый год – когда фестиваль заканчивается (смеётся). С каждым годом готовить его всё сложнее. С каждым годом сложнее удивлять зрителя. Хочется, чтобы фестиваль быстрее закончился не потому, что он уже надоел, а чтобы быть уверенным, что всё сделано, как надо.

– Родион Михайлович, а где Вы восстанавливаете свои силы после фестиваля?

– Сразу после фестиваля отдыхать не получается. Потому что по его окончании ещё месяц-два мы работаем, чтобы со всеми рассчитаться, сверить документы, отчитаться. А уже потом в октябре-ноябре уезжаем всей семьёй на пару недель на море. И – отключаемся от мира. Ехать в санаторий один я не хочу, потому что мне нужна моя компания. К тому же я езжу на различные фестивали. И там стараюсь выкроить время – куда-то сходить, что-то посмотреть. Вот сейчас еду в Москву на переговоры, и там как раз будет концерт русского народного хора имени Пятницкого. Недавно был в Петербурге и побывал на юбилейном концерте Сергея Пенкина. Так я тоже отдыхаю, подпитываясь искусством.

– Какое место на земле Вам милее всего?
– Ну, конечно, Витебск. Я родился в Витебске, живу в Витебске, люблю свой город. И пока ничего менять не собираюсь.

– Чего Вам лично больше всего недостаёт сегодня?

– Сейчас мне 58 лет, и уже чувствуется возраст. Можно было бы лет 20 скинуть, чтобы больше успеть. Хотя я не чувствую себя таким уж предпенсионным. Хочется и туда, и сюда, и на девок молодых посмотреть. Но посмотреть (смеётся). А всё равно возраст даёт о себе знать. Ещё мне сейчас недостаёт тех людей, с которыми работали и которых сегодня уже нет с нами. Для меня это, прежде всего, мой друг Михаил Шульман. Их никто не заменит, их нишу никто не займёт. Это те творческие люди, которые имели свой взгляд, отличный от всех. Вроде бы и без них фестиваль проходит, но, если бы они были, фестиваль был бы в десять раз лучше.

– А если бы была возможность начать всё сначала, как бы Вы поступили?
Я бы ничего не менял. Ну, некоторые детали. К здоровью бы по-другому относился, а может быть... и нет.

– Что бы Вы пожелали себе любимому?
– Здоровья и выдержанности.

Елена АЛИМОВА, «ВП».
Фото предоставлено ЦК «Витебск»

 

 

 

читать все новости Витебска >>>