INVEST WEEKEND В ВИТЕБСКЕ: ДЛЯ ТЕХ, КТО ТАМ НЕ БЫЛ

В Витебске 16-17 марта прошел первый Invest Weekend на базе ВГУ им. П. М. Машерова. И, по мнению организаторов – компании ООО «Стартап технологии» совместно с ОДО «Витебский бизнес-центр» – довольно успешно.

Только в первый день на встрече собралось около 120 участников, которые представили экспертам и потенциальным инвесторам 17 проектов, от весьма скромных и слабопроработанных до амбициозных, с готовым бизнес-планом.

Приятно удивила разносторонняя направленность проектов. Среди них были и предложения по изготовлению прототипа автомобильного «локатора-навигатора», который позволит «увидеть» транспортные средства на дороге с расстояния нескольких километров, а также проект «Интернет 2» для замены существующей глобальной сети (автор обоих – Владимир Мунякин). Также были представлены проекты по производству настольных экономических игр, созданию мощного колл-центра – поисковика по телефону, предложение по поиску работы в Витебске (http://rabotavitebsk.by), оригинальный проект «Аквалыжи» для хождения по воде (запатентованное в Беларуси изобретение), проект по созданию информационно-выставочного центра «Ярмарка» в ТЦ «Марко-Сити», бизнес-идея «Мобильная транспортно-информационная система», позволяющая узнавать точное местоположение общественного транспорта, проект развития арго-туристической деревни Заборье, информационное сопровождение экологических туров – прогулки по верховым болотам…

Сразу с несколькими предложениями различных разработок и ноу-хау выступили представители (преподаватели и студенты) ВГУ: например, они представили проект туристическо-образовательного центра – организация на базе отдыха «Щитовка» курсов по изучению русского языка как иностранного, кафедра дизайна предложила разработку виртуальных сред. В каком-то смысле, все эти проекты, даже не будучи реализованными, уже обеспечили отличную рекламу вузу и услугам, которые он оказывает.

Буквально сходу один из участников мероприятия выступил с предложением поддержки развития приложения говорящих часов для смартфонов на платформе Android и iOS.

Формат проведения встречи дисциплинировал участников: авторам давалось только 2 минуты на представление проекта. Затем они выслушивали советы и рекомендации экспертов, чтобы на следующий день мероприятия, во время работы в командах, подготовить и представить свои проекты непосредственным инвесторам в наиболее выгодном свете и получить-таки финансовую поддержку.
Также в первый день эксперт Виктор Степанов, управляющий партнер компании United Capital, провел мастер-класс «10 мифов о привлечении инвестора». Специально для тех, кто не присутствовал, предлагаем краткий конспект.

 

Миф 1. Найти, куда вложить деньги, гораздо проще, чем найти инвестора для своего проекта.
Правда: инвестору тоже нелегко, ведь достойных инвестирования бизнесов удивительно мало.

Миф 2. Главный показатель проекта – срок окупаемости.
Правда: финансового инвестора интересует, сколько он выручит от продажи своей доли в вашем бизнесе, что получит на выходе.

Миф 3. Инвестор хочет украсть идею и реализовать ее самостоятельно.
Правда: инвестору нужен тот, кто полностью отдается реализации проекта.

Миф 4. Инвестор – денежный мешок в дополнение к талантам предпринимателя.
Правда: инвестор – партнер и советник предпринимателя.

Миф 5. Инвестор будет мешать управлять бизнесом.
Правда: инвестору достаточно уверенности в том, что менеджмент знает, что делает, и делает это.

Миф 6. Инвестора нужно заинтересовать инновационным продуктом и его рыночными перспективами.
Правда: инвестору нужно показать компетентную команду и лидера, способного ее возглавить.

Миф 7. Инвестпредложение – это бизнес-план на получение кредита, но с другой титульной страницей.
Правда: инвестпредложение – это приглашение участвовать в сложной сделке с описанием этапов и вариантов реализации проекта и конкретизацией задач инвестора.

Миф 8. Инвестору лучше не знать о проблемах бизнеса.
Правда: инвестор понимает, что проблемы есть всегда, но хотел бы знать, что вы делаете для их решения.

Миф 9. Инвесторы не финансируют небольшие проекты.
Правда: портфельного инвестора интересуют бизнесы с перспективой роста.

Миф 10. Инвестор прилетит из-за океана.
Правда: ищите деньги в ближнем окружении.

И главный совет, который дал Виктор Степанов, заключается в том, чтобы смотреть на свое предложение глазами инвестора и понимать, чего он хочет. А это:
- знать, понимать и оценивать доступные альтернативы;
- планировать денежные потоки в обе стороны;
- получать высокую доходность при минимизации риска и дополнительных издержек;
- обеспечить юридические гарантии своих прав, в том числе права наследования;
- экономить свое время;
- обеспечить высокую прозрачность вложений и управление активами с высокой эффективностью в его интересах;
- получить признание и уважение.

За непродолжительное время проведения подобных инвест-уикендов, их победители смогли получить необходимую поддержку и приступить к реализации своих проектов: около 20 проектов получили инвестиции.
В качестве примера можно привести проекты по изготовлению кирпича методом гиперпрессования, развивающий игровой проект для социальных сетей «Рулимоны.Ру», система электронных ценников (реализуется на базе сети минских магазинов), приложение мобильные попутчики (уже есть готовая версия продукта, а на одном из инвест-уикендов авторы нашли бизнес-ангела, первых партнеров и клиентов – компании «Velcom» и «EPAM», вместе с которой пробуют решить проблему парковки), VA Laboratory (один айтишник установил новое программное обеспечение на приставку X-box, которое позволяет инвалидам и получившим травмы восстанавливать свое здоровье; у этого проекта 18 патентов и 12 человек в команде, в том числе и доктора), assistant.by (онлайн бухгалтерия для предпринимателей; крупная российская компания инвестировала в проект значительные средства), «Музей шоколада» (благодаря статье на TUT.BY 20-летняя студентка БГЭУ Маша Кутаренко заинтересовала инвестора, который выделил деньги на закупку оборудования и изготовление прототипа; теперь девушка завалена заказами на фигурный шоколад) и другие.
Успехом можно считать случаи, когда сами проекты так и остаются без реализации, но их авторы получают иную поддержку, например, отличное место работы или идею другого проекта.
Вот такие истории успеха.

Еще одной историей успеха можно назвать мастер-класс, который провели на второй день мероприятия авторы проекта белорусской социальной сети VSeti.by – два молодых витебчанина Алексей Савик и Александр Метелица.

Также для авторов, которые еще определяются с выбором бизнес-модели, Александр Патутин, основатель Startup&Invest Weekend в Беларуси, инвестор, выступил на тему «Бизнес-модель как основа вашего проекта», в которой подсказал, как избежать распространенных ошибок на начальной стадии построения собственного дела.

В общем, два дня Invest Weekend в Витебске можно приравнять к целому курсу лекций и практических занятий, направленных на формирование венчурного рынка, увеличение количества создаваемых инновационных бизнесов и потока прямых инвестиций в бизнес-проекты Витебской области.

 

 

читать все новости Витебска >>>