КЛАДЕЗЬ СОКРОВИЩ В ОТКРЫТОМ ФОРМАТЕ

Более 200 тысяч экспонатов хранится в фондах областного краеведческого музея. Среди них – материалы археологических раскопок, естественнонаучные коллекции, собрание нумизматики, сфрагистики, фарфора, оружия, изделий из стекла, берестяная грамота. Но музей – не только кладезь сокровищ, а живой организм, который ищет новые формы общения со своими посетителями. Какие? Об этом мы попросили рассказать директора областного краеведческого музея Глеба Савицкого (на фото).

– Областной краеведческий музей располагается в самом центре Витебска – городской ратуше. В его состав входит также пять филиалов: художественный, литературный, музей частных коллекций, музей-усадьба И.Репина «Здравнево» и экспозиция памяти патриотов Витебщины. Сейчас активно действуют все филиалы, кроме литературного музея, который второй год находится на капитальном ремонте.

– Насколько я знаю, литературный музей не очень популярный…

– Сегодня, к сожалению, сама литература не столь популярна, какой она была лет 30-40 назад. В ходе реконструкции мы хотим создать в этом музее литературно-театральную экспозицию. Планируем больше внимания уделять интерактивным формам работы, использовать новые информационные технологии.

– В последнее время в стенах музея стали проходить балы, гадания, музыкальные вечера, ночные вернисажи. Чем еще собираетесь удивить посетителей?

– Когда три года назад я пришел в музей, была поставлена задача найти новые методы работы. В представлении многих здесь работают скучные смотрители и заумные научные сотрудники. На самом деле у нас интересный, инициативный коллектив. Мы сделали упор на приобщение посетителей к сотворчеству. Например, такой проект, как «Создадим выставку вместе». Большим успехом пользовалась экспозиция «Игрушки нашего детства». Проводили мы и конкурсы среди учащихся на лучшее звание музея.
В музее-усадьбе Ильи Репина проходят фольклорные праздники: купалье, коляды, масленица, другие. Можно сказать, что «Здравнево» – наш музейный бренд. За пределами Беларуси больше знают этот музей, чем головной в ратуше. Практикуем мы и лекции, занятия в учебных заведениях с использованием музейных экспонатов. Самые популярные – по природе придвинского края, детям нравится, что им позволяют трогать чучела, что запрещено в музейном зале. При открытии выставки о Японии можно было подержать в руках старинные вещи, попробовать составить икебану или рисовать тростниковым пером и кистью.
Используем чердаки, подвалы старой ратуши, внутренний дворик для интересных экспозиций, музейных культурных акций. Занимаемся подготовкой и изданием книг, дисков. Среди последних проектов, вызвавших большой интерес, – мультимедийный сборник «Замки Витебска». Возрождаем традиции лекториев для молодежи и детей. Будем искать и в дальнейшем интересные формы работы.

– В музее хранится огромное количество экспонатов, немало среди них уникальных. Какие из них вы бы поставили в первую пятерку?

– Конечно, серебряный рыцарский пояс XVII века с картинами коронации Стефана Батория, который вошел в издание «Сокровища Беларуси». Первую из двух найденных на территории Беларуси берестяную грамоту. Уникальна коллекция масонских знаков и символов, которую собрал на рубеже XIX-XX веков известный любитель старины, создатель частного музея Вацлав Федорович. Огромную ценность представляет собрание картин Юрия Пэна. В Витебске находится 180 работ этого художника, это самая большая коллекция на постсоветском пространстве. Часть картин выставлено в стационарной экспозиции, часть – используется на сменных выставках. Имя Пэна для нашего города не менее значимо, чем его известного на весь мир ученика – Марка Шагала. В первой пятерке я бы назвал и коллекцию Ивана Галькевича, на основе которой создан музей частных коллекций. Подобного собрания монет, медалей, скульптурных работ, книг и других предметов, общей численностью более 7 тысяч, как и аналогичного музея, нет в Беларуси.

– Видимо, музейные фонды продолжают пополняться? Вы закупаете ценные экспонаты или вам дарят?

– Чаще всего дарят. И жители, и гости города. К примеру, когда чистили русло реки Витьба, многие люди приносили найденные в ходе работ предметы. Музей имеет возможность делать закупки, но главным образом целевые по распоряжению и за средства Министерства культуры. К сожалению, собственных денег у нас нет, и некоторые ценные вещи уходят мимо – в антикварные магазины. Так, нам предлагали приобрести за деньги губернскую печать начала XIX века, перстень XI-XII веков, старинное оружие, все эти раритеты не стали музейными экспонатами. Есть случаи, не очень приятные для нас, когда родственники требуют вернуть им награды, переданные в свое время в музейные фонды.

– Большинство музейных предметов находится не в экспозиции, а в запасниках и их не видят посетители. Не обидно, что такие сокровища закрыты для всеобщего обозрения?

– Все музейные экспонаты, которые хранятся в запасниках, с определенной периодичностью выставляются. Другое дело – не хватает помещений для фондов, трудно поддерживать требуемый режим охраны, учета. Хотелось бы расширить фондохранилище, может, даже вынести его в отдельное здание, как это сделано в Национальном художественном музее в Минске. Нет, к сожалению, в музее и своего конференц-зала.

– Областному музею будет передано здание губернаторского дворца, где сегодня размещается Комитет госбезопасности. Вы уже думали над созданием экспозиции в этом помещении?

– У нас разработан проект концепции будущего музея. Логично было бы там поместить экспозицию, посвященную периоду губернского Витебска. Создание по сути нового музея требует и времени, и немалых финансовых средств. Не хотелось бы, чтобы этот процесс растянулся на долгие годы, как было при реконструкции ратуши.

– Одно из направлений деятельности музея – исследовательская, научная работа. Что делается в этом плане?

– Главная функция музея – сохранение исторической, культурной памяти. Любая экспозиция, выставка, мероприятие – своего рода исследование. У нас стали традиционными конференции, у которых есть уже «фирменное» название – «Витебские древности». Ежегодно издаем сборники материалов научных чтений.

Приятно, что белорусские и зарубежные коллеги отмечают хороший уровень этих изданий. Наши научные работники участвуют в республиканских и международных конференциях. То есть можно подытожить: в поисках новых зрелищных форм стараемся не забывать старые, традиционные, на которых всегда основывалось музейное дело.

Татьяна Пастернак, фото автора, «НС»


 

 

читать все новости Витебска >>>