Заботиться о своевременном развитии ребенка необходимо с первых недель жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Двигательная активность стимулирует нервную систему. В движении происходит познание окружающего мира. Точное динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы совершенствует движения органов речи: губ, языка, нижней челюсти. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Начните с простого и учите детей различным видам ходьбы;
• ходить в заданном направлении, под определенный ритм, заданный хлопками или музыкой;
• ходить, высоко поднимая ноги, спиной вперед, на носочках, на пяточках, на внешней (внутренней) стороне стопы;
• ходить по ограниченному пространству (на половице пола, по кайме ковра, по веревочке, по скамейке, по бордюру тротуара, бревну). Можно предлагать выполнять эти упражнения с грузом на голове.
- вставать на скамейку (стул) и опускаться с нее;
- стоять, а затем прыгать на двух, на правой, левой ноге;
- учите действию с мячами разного размера:
• ловить мяч двумя, одной рукой;
• подбрасывать мяч вверх и ловить;
• ловить мяч после удара об пол, стену;
• катать мяч по полу с попаданием в цель;
• перебрасывать, перекатывать мяч с одной руки в другую.
- выполнять простые физкультурные движения по образцу, словесной инструкции:
• руки вверх - вперед - в стороны;
• руки вперед - на пояс;
• наклоны туловища вперед - назад;
• левую руку на бок - правую на голову и наоборот.
На примере простых упражнений на развитие движений рук, ног, туловища ребенок научится выслушивать и запоминать задания. В первый раз упражнения следует показать и объяснить. Во второй раз сделать вместе.