Комната пятая — закрытая
Сегодня завершаем цикл публикаций, объединенных общим названием Арт-проект «Пять комнат». Напомним, что это пять интервью из пяти вопросов, охватывающих пять составляющих художественного процесса и функционирования арт-рынка: художник, художественный метод, критик, галерист, зритель. Целью проекта было услышать мнение различных персонажей, играющих свои роли в пространстве арт-рынка Витебска.
Главный творец — это художник
Художник остается главным действующим лицом в структуре арт-рынка Витебска, но ему нужна помощь, так как соединять в себе талант творца и менеджера невозможно. Главная проблема витебского коммерческого пространства — работы витебских художников недостаточно представлены за пределами локального рынка. Все респонденты проекта сходятся во мнении, что городу не хватает единого сайта-галереи, например того, который планируется создать для ремесленников региона в 2014 году. Напомним, что проект будет осуществляться фондом «Верус» в Латгалии, а в Витебской области — общественным объединением «Ассоциация нанимателей и предпринимателей» при поддержке государственного учреждения «Культурно-исторический комплекс «Золотое кольцо Витебска «Двина».
За Шагалом не видно других художников
Витебскую художественную школу определяют выпускники художественно-графического факультета университета им. П.М. Машерова. Однако здесь готовят носителя академических знаний, и когда выпускник худграфа выходит на творческую стезю, ему нужно время, чтобы найти свой индивидуальный путь в искусстве, необходим обмен опытом, насыщение новыми образами. Например, поездка в Италию после окончания Петербуржской академии художеств в дореволюционной России давала возможность погрузиться в мир другой культуры, а художники советского периода вспоминают, как устраивались пленэры в Витебске или выезжали в другие страны. Состояние закрытости, зацентрованности на «островную» культуру города способствовало развитию внутренних традиций и тенденций. Витебские художники продолжают традиции беспредметного искусства, связанные в первую очередь с творчеством Казимира Малевича и объединения УНОВИС.
Художественный потенциал Витебска во много раз превосходит, например, Могилев, где организован замечательный пленэр, посвященный 100-летию со дня рождения Павла Масленникова. Ну а витебские художники ждут возрождения пленэра имени Ивана Хруцкого, Шагаловского пленэра.
С вопросом, какие региональные пленэры планируется провести в этом году, я обратилась к председателю Витебской областной организации Белорусского союза художников Светлане Барановской: «Кто тоскует по пленэрам, тот ездит в Европу или Россию. Кто хочет работать, тот работает. На одни пленэры приглашают, оплачивают дорогу, проживание, питание — по результату нужно подарить работу. Европа обычно не оплачивает дорогу, хотя всё зависит от имени приглашенного. В Могилеве нет такой культурной программы, как в Витебске: пара-тройка фестивалей, а у нас, насколько я помню, 16 —18 ежегодных. У культуры на всё не хватает денег. Ближайший пленэр, посвященный писателю Василию Быкову (ему 19 июня исполнилось бы 90 лет), планируем провести в конце мая в Ушачах. В этом году были выделены средства на празднование 70-летия освобождения Витебщины от немецко-фашистских захватчиков, а Быков вошёл в десятку лучших писателей о войне, — все эти факты и определили — пленэру быть. Мы не можем пригласить художников на 20 дней, как Могилёв, — элементарно нет средств. Формат будет такой: экскурсионный день и три дня этюдов. Планируем, что участие примут десять художников, отобранных решением правления на основании поступивших заявок. Главный результат — это большая отчётная выставка в Ушачах, лучшая работа пойдет на пополнение музея В. Быкова в Ушачах».
Витебским художникам пора выйти из тени, перестать прикрываться именами художников периода «витебского ренессанса». Шагал давно стал брендом Витебска и его нужно продавать, но больше в туристическом секторе. Тем более что большинство респондентов, с которыми я общалась во время работы над проектом, разными словами высказали одну важную мысль: за Шагалом не видно других витебских художников.
Сегодня фронтменом должен стать куратор
Витебскому арт-рынку в первую очередь нужен не критик: чтобы появился критик, должен сложиться арт-рынок, вернее его коммерческая составляющая. Для этого необходимы связи с другими странами, выход на разноплановых художников, должны проявиться люди, способные давать жизнь креативным проектам, не дотируемым государством. В Витебске есть все предпосылки: художники, выставочные площадки от государственных до коммерческих, кураторы, не хватает импресарио или арт-менеджера «негосударственного образца», способного привлечь спонсорские средства.
Для активизации интереса к искусству важная роль отводится куратору. Куратор — творческая единица, он разрабатывает креативную концепцию, может быть автором исследовательских и критических текстов или художником — участником выставки, выступает экспозиционером: выстраивает логику показа. Его помощник — арт-менеджер или продюсер — занимается поиском финансов, договаривается со СМИ о публикации статьей, ищет рекламные площади, размещает гостей. В этом масштабном процессе галерея могла бы выполнять функции арт-менеджера.
Недавно в соцсетях было распространенно объявление о семинаре кураторов и арт-менеджеров, следовательно, потребность в такой единице арт-рынка есть. Какими качествами должен обладать куратор, я спросила мэтра своего дела Василия Васильева — куратора витебского проекта Abstract, художника, члена Белорусского союза художников, доцента кафедры дизайна Витебского технологического университета: «Чтобы быть куратором, надо обязательно иметь художественное образование. Потому что без опыта общения с культурной средой, без широты взглядов и воспитанного вкуса невозможно реализовать себя на этой стезе. В нашем культурном пространстве кураторская работа — это альтруизм, в основе которого лежит идеалистическая составляющая. Чтобы заслужить время работать с искусством, необходимо ещё где-то зарабатывать деньги. Сегодня основу для осуществления кураторских проектов составляют государственные вложения. Не приходится говорить о спонсорской и меценатской поддержке со стороны частного бизнеса. Для того чтобы решить вкладывать свои заработанные средства в искусство, необходимы, во-первых, образование, во-вторых, зрительский опыт. Сегодня на витебском арт-рынке работают три куратора: ваш покорный слуга, Дина Данилович, Сергей Сотников».
Визуальный шум
Изменилась природа искусства: творение художника уже не подчиняется классическим канонам. Формой реализации современного искусства стало обращение к собственному внутреннему миру, а не передача реальных предметов мира. Если для художника картина стала способом высказать свое представление о красоте и свои субъективные переживания, то и для зрителя прочтение может быть таким же свободным. Именно поэтому в современном искусстве и появляется фигура арт-критика, задача которого — вырабатывать критерии оценки и художественный вкус. В плане оценки современного искусства критик опирается на антиисторизм, т.е. новое, не похожее на прежний опыт, и индекс продаваемости.
Несмотря на то, что практически всю информацию современный человек получает посредством визуальных образов — телевидения, фотографии, рекламы, дизайна, Интернета, интерес к живописи и графике будет устойчиво стабильным, если у полотен будет высокий индекс оригинальности и/или продаваемости. Повседневному зрителю нужно шоу: вокруг выставки должны быть ажиотаж, реклама, информационный шум или хотя бы тема денег как индекс продаваемости художника. Но пока наши художники будут рассуждать, что активный промоушен — это нескромно, и сообщество художников новатора осудит, арт-рынок так и не появится.
Культуролог Оксана КУЗИНА.
Фото Александра КЛИМОВА и Павла ПОМОЛЕЙКО.
Газета «Твой Город».