От забвения к созиданию и обратно
20 лет назад, с 20 августа по 15 сентября 1994 года, в Витебске прошел I Международный пленэр «Малевич. УНОВИС. Современность». Организаторы и участники пленэра ставили перед собой грандиозную перспективную задачу — сохранять и развивать витебский авангард, тем самым сохранять и развивать витебскую художественную школу. Пленэр был первым масштабным мероприятием витебского филиала Фонда Сороса, директором которого была Валентина Кириллова. К слову, на территории Беларуси работали всего два таких филиала, второй находился в Минске. В пленэре приняли участие 13 художников из Витебска: Николай Дундин, Александр Досужев, Виктор Шилко, Валерий Чукин, Александр Слепов, Валерий Счастный, Александр Соловьев, Александр Бобров, Василий Васильев, Галина Васильева, Петр Кирилин, Иван Казак, Александр Малей, а также художники из Москвы Лев Степанов и Алексей Айги. |
|
Петр Кирилин с афишей пленэра. Фото предоставлено Валентиной Кирилловой (личный архив). |
Выезд на этюды составил 10 дней и прошел на базе летнего оздоровительного лагеря в Липках под Витебском.
14 сентября в рамках пленэра состоялась теоретическая конференция «Малевич. Классический авангард. Витебск». С докладом выступила Галина Демосфенова — в то время она занимала должность вице-президента общественной организации «Фонд К.С.Малевича», позже была президентом организации.
На конференции Галина Демосфенова рассказала о тогда еще молодом фонде Малевича, зарегистрированном в 1991 году, его структуре и целях. Сегодня фонд представляет собой влиятельную общественную организацию, пропагандирует своей деятельностью идеи и открытия русского авангарда, принимает участие в международных конференциях, связанных с творчеством Малевича, готовит публикации для профильных изданий.
На конференции было принято решение о создании в доме по ул. «Правды», 5а (ул. Бухаринская, 10) в Витебске, где размещались мастерские УНОВИСа, Центра современного искусства. Ныне это здание имеет статус музея «Витебский центр современного искусства», но спустя 20 лет все еще пребывает в забвении и никак не может вырваться во время созидания. 15 сентября 1994 года открылась выставка «Малевич. УНОВИС. Современность», которая стала результатом работы художников на пленэре. Международному жюри пришлось поспорить, выбирая победителя. Отметили работы Виктора Шилко, Александра Соловьева, Валерия Счастного, но особое внимание уделили творчеству последователей Малевича. В итоге жюри распределило премии следующим образом: Гран-при (1200 долларов США) присудили Василию Васильеву за работу «Отпечатки асфальта» (холст, масло, 180х130. 1994). Первую премию (1000 долларов США) получил Александр Малей «Пирамида. Шар. Куб» (холст, масло, 80х90.1994). За инсталляции «ТрансФормы», которые были сняты на видео во время пленэра, вторая премия (800 долларов США) была отдана Льву Степанову. |
|
На пленэре в Липках (Витебский район). Александр Бобров, Валерий Счастный, Петр Кирилин, Лидия Присыпкина, Валентина Кириллова, Александр Слепов, Александр Соловьев, Юрий и Александр Прохоровы. Второй ряд: Виктор Шилко, Александр Досужев, Оля Васильева. Фото предоставлено Валентиной Кирилловой (личный архив). |
Завершился I Международный пленэр «Малевич. УНОВИС. Современность» на высокой ноте: в 13.00 15 сентября 1994 года на пересечении улиц Ленина и «Правды» (недалеко от мастерских УНОВИСа) состоялась закладка памятника Казимиру Малевичу. К сожалению, этот проект остался мечтой, как и создание в Витебске Международной академии авангарда…
На пленэре в Липках (Витебский район). Константин Северенец, Элизабет Смэдли, Валентина Кириллова, Александр Кириллов, Александр А., Николай Дундин. Фото предоставлено Валентиной Кирилловой (личный архив). |
Открытие итоговой выставки I Международного пленэра «Малевич. УНОВИС. Современность». Приветственное слово начальника управления культуры Витебского облисполкома Николая Пашинского. На заднем плане —Александр Малей. Фото предоставлено Валентиной Кирилловой (личный архив). |
Оксана КУЗИНА www.artvitebsk.by