Нескучная классика с Даниилом Дворцовым
По признанию зрителей, концерт «Страсти по клавиру», что проходил в Витебской областной филармонии 19 февраля, не имеет аналогов. Он и был заявлен как неординарное событие: произведения исполнялись на органе и фортепиано одним и тем же музыкантом. Но публика оказалась в восторге прежде всего потому, что Даниил Дворцов выступил в роли ведущего.
Во-первых, нечасто доводится зрителю услышать голос самого музыканта. Во-вторых, его слова носили просветительский характер, но не были скучны. Профессиональный музыкант обращался к залу, видя в нем заинтересованного слушателя.
Перед концертом состоялось интервью с Даниилом Дворцовым.
– Какую идею Вы вкладываете в этот концерт?
– Я отправляю зрителя к истории развития клавишных инструментов, знакомлю с репертуаром, начиная с XVII века. Правда, прозвучит неполный вариант программы – нет клавесина. Тем не менее слушателю предоставляется возможность выбрать, что ему ближе, исполнение на каком инструменте, в каком жанре, ведь предложена будет музыка и духовная, и светская. Акценты сделаны на барочной и романтической, а также современных композиторов, без музыки XVIII века, то есть эпохи классицизма. Важно то, что произведения прозвучат в оригинальном исполнении. Баха, как мы знаем, часто играют на фортепиано, а в нашем случае есть возможность услышать произведения максимально приближенно к оригиналу. Название концерта «Страсти по клавиру» подразумевает знакомство с эволюцией клавишных инструментов, насколько это позволяет данная версия программы.
Основная идея концерта – сохранить академизм в здоровом виде, чтобы не было застоя, а шло развитие. Это стремление сочетать новизну и традицию. У публики должна оставаться возможность слушать академический стиль.
– Как появилась идея такой программы?
– У меня два образования, кроме фортепиано – орган, клавесин, поэтому захотелось сделать общую программу. Хотя это сложно – и психологически, и профессионально, к тому же я выступаю в роли ведущего своих концертов.
Программа стартовала в 2014 году осенью и прошла в нескольких городах. Вот следующей будет Архангельская филармония. Летом отправимся во Францию и Германию.
– Почему Вы стали ведущим?
– Хотелось, чтобы была ярче представлена история инструментов, сообщались факты из прошлого. Но это не должен быть лекторский вариант, а доступное изложение для неподготовленной аудитории. Таким образом публике дается возможность узнать, что предшествовало появлению произведения или в каких условиях оно родилось… Я надеюсь, что получится воспитывать, если можно так сказать, «профессионального слушателя».
– Вы не впервые в Витебске?
– Второй раз. Впервые был пять лет назад с органной программой. В целом мной исполняется много программ, есть, например, органно-вокальные, камерной музыки. Я выступаю в российских городах, в постсоветских странах, в дальнем зарубежье. В Витебске чувствую себя как дома, все понятное, ментальное, и рад, что нахожусь здесь.
Концерт оставил впечатление живого общения с музыкантом, который предлагал аудитории самой разобраться, «какое барокко – однозначное или разноплановое», услышать ответ органа романтизму. И даже не самая подготовленная публика не осталась равнодушной к «танцу, который не танцуют», Шопена, к импрессионисту К. Дебюсси, названному «последним цветком романтизма», к «многоклеточным» произведениям ХХ века. Время пробежало настолько незаметно, что показалось, будто прошло только полчаса, и хотелось продолжения.
– Чудесно провели время. Специально шли на орган, это первое наше его посещение здесь. Однажды только слушали – в Полоцке. Получили от сегодняшнего концерта огромное удовольствие.
– Очень редко бываю на концертах классической музыки, но, посетив их в филармонии уже несколько, понимаю, до какой степени это серьезное искусство, и вспоминаю слова своей преподавательницы эстетики, что понять его можно только при постоянном соприкосновении – каждый раз замечаю что-то новое.
– Сегодня состоялся уникальный концерт. Я далеко не первый раз слушаю игру органа, но сейчас просто чувство ликования испытываю – это лучшее что было здесь, не ординарный концерт классической музыки, он носил еще познавательный характер. Даже закралось сомнение: может быть, это программа для профессиональной или студенческой аудитории? Но хочется подобных концертов еще. Музыкант в роли ведущего – это интересно, и он был очень артистичным.