К Международному дню музыки
1 отделение: СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ФИЛАРМОНИИ
Худ. руководитель и дирижер – Владимир Белявский
С участием артистов НАДТ им. Я. Коласа Светланы Жуковской и Натальи Аладко
В программе: А. Дворжак, И. Брамс, Ж. Бизе и др.
2 отделение: И.С. Бах «КОФЕЙНАЯ КАНТАТА»
Исполнители – артисты филармонии
Режиссер – Екатерина Дыбаль
Известно, что музыка – искусство совершеннейшее, которое все безграничное многообразие жизни передает через музыкальные звуки и не требует перевода на различные языки мира. Однако насколько одухотворенно она начинает звучать, когда к ней присоединяется слово. Вдохновенный музыкально-поэтический союз в концерте открытия сезона предстанет в двух ипостасях. Во-первых, как диалог высокой поэзии В. Шекспира, И. Бродского с величайшими музыкальными шедеврами А. Дворжака, И. Брамса, Л. ван Бетховена в исполнении симфонического оркестра Витебской областной филармонии. Во-вторых, как цельный музыкально-поэтический жанр кантаты, в котором слово и музыка едины.
Впервые в истории филармонии будет звучать шедевр Баха, который остается актуальным, ведь посвящен любимейшему напитку всех времен и народов – кофе.
А история этого шуточного в творчестве И. Баха произведения также необычна. «Кофейная кантата», BWV 211 (1732-1734), написана по заказу кофейного дома Циммермана (Zimmermannsche Kaffeehaus) в Лейпциге.
Сюжет заключается в том, что старый Шлендриан хочет отучить свою дочь Лизхен от кофе, к которому она не в меру пристрастилась. Напрасно Лизхен умоляет отца не быть столь строгим: она зачахнет без любимого напитка. Никакие уговоры не помогают. Лизхен ради кофе отказывается от прогулок, нарядов, развлечений. Лишь когда отец посулил ей мужа, строптивица соглашается не пить кофе, но с условием, что муж будет найден сегодня же. Шлендриан отправляется на его поиски, а Лизхен дает себе обещание не иметь дела с женихом, пока он не подпишет брачный контракт с условием разрешить жене пить кофе, когда она этого пожелает.
Либретто кантаты написано в 1727 году Пикандером на основе его новеллы, в которой поэт подшучивал над повсеместно распространившейся страстью к кофе. Король Франции, рассказывал поэт, запретил употребление кофе в своей столице.После этого женщины стали умирать массами, словно пораженные моровой язвой. Бедствие прекратилось только тогда, когда запрет был отменен. Эта новелла (точнее — поэма) была напечатана в «Серьезно-шуточных и сатирических стихотворениях Пикандера» в 1732 году. Тогда же Бах избрал ее в качестве либретто.
«Кофейная кантата» впервые исполнена была, по всей видимости, зимой 1732 года в лейпцигской кофейне Циммермана под управлением автора.
«Кофейная кантата» в какой-то степени является зародышем немецкой национальной комической оперы — зингшпиля, благодаря несложному сюжету, использованию народно-песенных интонаций и куплетных форм. В ней 10 номеров, арии строго чередуются с речитативами-secco, а в последнем завершающем кантату номере три солиста объединяются, причем Бах указывает в скобках, что его может исполнять и хор.
Ария Шлендриана «От детей одни заботы. Я покой утратил свой» (№2) носит комический характер. Ария Лизхен «Кофе ни с чем не сравню я» (№4) с простой напевной мелодией имеет пародийный оттенок. Ария Шлендриана «Если дочь крутого нрава» (№6) пародирует арию ламенто с ее типичной интонацией вздоха и распеванием виртуозных пассажей. Ария Лизхен (№8), «Ах, отец, ах, отец, вы найдите мужа мне», выдержана в характере сицилианы. Терцет Лизхен, Шлендриана и тенора с большим инструментальным вступлением весело завершает кантату.
Состав исполнителей:
Шлендриан – Сергей Белоусов (баритон)
Лизхен, его дочь – Оксана Новикова (сопрано)
Рассказчик – Елена Гракова (сопрано)
Инструментальная группа – Ирина Мисник (фортепиано)
Владислав Миценко (скрипка)